Скрыть
Раскрыть

Наши контакты:

balticpractice@gmail.com

politanaliz@gmail.com

Нина Беляева – профессор ГУ-ВШЭ, научный руководитель «ПРАКТИКИ НА БАЛТИКЕ», Москва:Проект готовится большой командой профессиональных, увлеченных преподавателей. В Вышке мы нашли ярких, творческих людей, вокруг которых группируются студенты.
О проекте Практика-2015 Подать заявку на Практику на Балтике-2015 История Команда Результаты Исследования

Новости

Международная летняя школа «Практика на Балтике»: локальная идентичность, глобальный мир и возвращение в российские регионы

13 сентября 2013

С 28 июля по 4 августа 2013 прошла XIII Международная летняя школа «Практика на Балтике»: «Россия и Европа: выбирая идентичность в изменяющемся глобальном мире»,  организуемая общеуниверситетской кафедрой публичной политики (http://www.hse.ru/org/hse/ouk/politanaliz/). Языком общения, как и всегда, был английский, однако, в отличие от предыдущих «европейских» школ, эта прошла в российской Карелии. Это не удивительно, во-первых, из-за бюрократических сложностей, и, во-вторых, из-за того, что Карелия как Северо-Западный регион России прекрасно подходит для изучения темы локальной и глобальной идентичности. Участниками стали как бакалавры, так и магистры разных факультетов и кампусов НИУ ВШЭ. Партнером Школы в этом году, эксперты которого выступали на пленарных заседаниях, был Карельский Научный Центр РАН (КНЦ) - более того, именно в Карелии весной пройдет конференция по публичной политике, организуемая совместно кафедрой публичной политики НИУ ВШЭ и КНЦ.

Participants of Baltic Practice 2013

 

 

Марина Фадеева, участница летней школы: Вот уже второй раз я становлюсь счастливым участником летней школы «Практика на Балтике», и сейчас я попробую объяснить, почему. В названии этой школы неслучайно встречается Балтика — все они проходят в странах Балтийского залива. С 2001 г. участники школы побывали в разных регионах России, Латвии, Финляндии, Германии, Швеции, Бельгии, Норвегии, Литве. И вот в 2013 г. она снова вернулась в Россию: местом наших занятий стала база отдыха «Деревня Александровка» у озера Кончезеро в Карелии.

Хотя красоты Карелии и завораживают каждого, кто оказывается в этих местах, они служили фоном для участников летней школы, которые с 9 утра и до10 вечера слушали лекции преподавателей Вышки и международных экспертов и презентации друг друга, участвовали в дискуссиях, а в рабочих группах обсуждали и дорабатывали свои темы эссе. Основной темой школы в этом году был вопрос соотнесения европейской и российской идентичностей и их изменения в современном мире. За каждый день школы отвечала одна из 4х исследовательских групп, а завершили ее дебаты, в течение которых 2 команды выяснили, глобальная или локальная идентичность важнее сегодня для современного общества.

По результатам всех 5 насыщенных учебных дней всем участникам школы были вручены сертификаты с указанием полученных баллов и принесшие им 3 кредитных рейтинга.

 






Задача Школы – помочь студентам сформулировать их исследовательскую работу, поэтому внутри школы было четыре рабочих группы (http://www.hse.ru/en/org/hse/baltika/practice_2013_index_eng) под руководством профессоров:

o Трудности взаимопонимания: почему Россия и Европа не могут договориться?

Руководители группы – Анна Потсар(http://www.hse.ru/org/persons/64522943), доцент кафедры публичной политики и политического анализа и Эдгар Деметрио Товар Гарсиа (http://www.hse.ru/org/persons/75264782), научный сотрудник Центра Мониторинга Качества образования и доцент кафедры публичной политики.


o Права человека: новые вызовы

Руководителями группы стали Кирилл Энтин (http://www.hse.ru/org/persons/6276166), доцент факультета мировой экономики и мировой политики, и Фуркат Тишаев, юрист правозащитного общества Мемориал.

o Динамика идентичности: влияние на коллективное действие

Руководитель – Дмитрий Зайцев (http://www.hse.ru/org/persons/245076), доцент кафедры публичной политики.



o «Мягкое право» и «мягкая власть» в российско-европейских отношениях

Группой руководил профессор кафедры публичной политики Юрий Фогельсон (http://www.hse.ru/org/persons/68640).

Помимо руководителей групп на Школе были приглашенные профессора – Герхард Эрмишер из Университета Вюрцбурга, историк, эколог и политолог; Леонас Толвайшис, приехавший в Россию на месяц, чтобы преподавать современные политические теории студентам магистратуры «Политический анализ и публичная политика». Еще одним приглашенным участником стал Питер Исаксон, представивший тест на знание европейских институтов EUBAT и принявший активное участие в обсуждении будущего формата школы.

Рабочие группы представляли лучшие работы своих студентов и руководителей каждое утро на пленарном заседании: темы, представленные участниками и их руководителями, варьировались от идентичности участников протестных акций в России и Бразилии до европейской идентичности Карелии.

Приз «слушательских» симпатий завоевали профессор Герхард Эрмишер с его лекцией о том, как борьба за идентичность проходит в городских пространствах, и студентка кафедры публичной политики Татьяна Добровольская, недавно вернувшаяся из Болонского Университета: она рассказала о языке национальной вражды в политике (politics) в России и Италии. Оказалось, что националистические настроения гораздо меньше влияют на политику в России, чем в Италии.

Вообще, уровень знаний студентов на летней школе – одно из главных ее преимуществ. Кажется, все приглашенные лекторы с этим согласны. Леонас Толвайшис отметил высокую интенсивность работы на школе, с которой справлялись как бакалавры, так и магистры – не только с учебой, но и с зажигательным отдыхом.

Кирилл Энтин, доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции: Приятно удивил уровень языковой подготовки студентов, что давало им возможность работать в группах. Второе - атмосфера, хорошая обстановка, несмотря на интенсивность занятий.

Общение участников, разумеется, не прекращалось с окончанием дневной программы: все без исключения вечера на Школе проходили на берегу озера, или же прямо в нем, разговоры перетекали из рассуждений о вечном кризисе демократии в обсуждение особенностей красоты северо-западных закатов.

Фуркат Тишаев, Мемориал: Был приятно удивлен уровнем студентов. Некоторые студенты поразили меня своим уровнем мышления, способностью анализировать. Также мне понравилась способность студентов работать в созданной за минуту команде. На четвертый день они понимали друг друга с полуслова. Это очень хорошее качество. Третье - мне понравилась их мотивация, некоторые работали ночами над заданиями - это показывает искренний интерес.

Пока одна группа студентов готовилась к финальным дебатам, другая обсуждала возможные пути развития школы. И студентам, и академическому руководителю Школы Нине Беляевой (http://www.hse.ru/org/persons/67534) показалось важным перенести формат из Европейского Союза в Россию - это позволит сотрудничать с кампусами Вышки и региональными исследовательскими центрами. Лекторам понравилась также идея делать школу не в городе, где все раскинуты по хостелам, а в едином пространстве, как это было в Карелии в «Деревне Александровке».

Герхард Эрмишер, университет Вюрцбурга: Я был бы рад поездить по регионам России. Идея привлекательна одинаково для иностранных и российских студентов. Однако бюрократические проблемы затруднят приезд на школу тех иностранцев, не учащихся уже в России. А вот те, кто и так находится в российских университетах, оценят возможность посетить разные города очень высоко.

Летние школы «Практика на Балтике» всегда в значительной степени организуются с участием студентов, и хотя школа 2013-го года только закончилась, мы ждем новых активных участников, которые заинтересованы в организации следующей «Практики на Балтике» - предлагайте исследовательские группы, пишите о своем желании участвовать и быть одним из студентов-организаторов на balticpractice@gmail.com!


 

Текст: Ксения Бараковская, Мария Шабанова

Фотографии: Ксения Бараковская, Джонни Джибладзе, Марина Фадеева

 
 
 
дизайн сайта www.ws-team.ru